ПЕРЕХОД К НОВЫМ ВЕРСИЯМ СТАНДАРТОВ AS 91XX

ВЛАДИМИР РЕЗНИЧЕНКО

Директор департамента менеджмента качества, безопасности труда и охраны окружающей среды

Как мы уже писали, стараниями IAQG продолжительность перехода к новым версиям стандартов AS 91XX сокращена до 2-х лет, то есть на год по сравнению с трехгодичным периодом, предусмотренным для перехода к 9001:2015. То есть свои проблемы с запаздыванием выхода серии 91ХХ IAQG без колебаний переложила на пользователей стандартов, и не просто, а с особым изыском, объявив, начало аудитов по новым версиям в июне 2017 года. Этичность подобного поведения IAQG и реакция на это безобразие хорошо представлена здесь https://www.oxebridge.com/emma/oxebridge-calls-for-extension-of-iso-9001-and-as9100-transition-deadlines/ . Вместе с тем, организациям, которым по тем или иным резонам необходимо поддерживать сертификацию по данным стандартам, все равно рано или поздно придется переходить к новым версиям стандартов.

Здесь возможны две стратегии перехода:

  1. А. Стратегия минимальных затрат труда и времени.

  2. B. Переход с ремонтом системы, то есть с ликвидацией накопленных повреждений в конструкции системы.

Основанием для перехода по варианту A является бушующий на дворе кризис, и очевидная реакция нормальных людей снизить издержки и обеспечить минимум отвлечений от дел, которые руководство и сотрудники считают основными, приносящими доход и уверенность в завтрашнем дне.

Вариант B уместен тем организациям, для которых проблемы с работоспособностью систем управления качеством могут им стоить отношений с ключевыми Заказчиками и регулирующими органами, потери заказов, репутации, части рынка и т. п. Ремонту систем способствует осознание того обстоятельства, что система управления качеством является именно тем щитом, который защищает организацию от подобных неприятностей, и щит этот должен быть прочным, без явных или скрытых изъянов. Очевидными признаками необходимости ремонта являются резонансные случаи отказов продукции и услуг с недовыявленными причинами, ощутимый физически и финансово поток отказов, высокая доля внутреннего брака. Возможно просто ощущение необходимости перемен в существующем порядке управления качеством.

Практика аудитов организаций аэрокосмической отрасли показывает, что областями, требующими улучшений, часто значительных, являются:

  I. Управление рисками в области качества продукции и услуг. Наибольшие трудности организации испытывают в попытках совместить требования стандартов с действующими практиками. Да и с действительно рабочими вариантами процедур и методик оценки рисков не все в порядке.

  II. Оценка соответствия применимым требованиям. Это внутренние аудиты, примеров реальной работоспособности действенности которых очень мало.

  III. Обращение с несоответствиями. Несоответствия продукции и процессов в процессе производства и оказания услуг являются как правило предвестниками более серьезных проблем. Потому умение обращаться с ними и анализировать такие несоответствия - это необходимый (от слова «не обойти») инструмент предупреждения проблем.

  IV. Анализ корневых причин происшествий. Под происшествием будем понимать, как резонансное событие, например, авиационное событие из-за отказа продукции или услуги, так и пролетевшую мимо пулю, так называемый промах. Здесь нужны серьезные и глубокие методы, гарантированно выводящие на корневые причины происшествия. Когда такие причины найдены, разработка корректирующих действий дело техники. Не все в порядке и с извлечением уроков из анализа происшествий: национальная черта – непреодолимая тяга наступать на одни и те же грабли, к сожалению, очень живуча.

  V. Анализ результативности системы управления качеством (чего однозначно и с повторением во многих местах требует серия новых 91ХХ). У многих организаций показатели результативности системы управления качеством не имеют никакого отношения к результату их применения. В частности, наблюдается дефицит усилий связать результат применения системы с безопасностью продукции или услуги.

С учетом изложенного, организация может рассмотреть вариант перехода, представленный на Рис 1, или модифицировать его соответственно своему пониманию.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ЭТАПЫ

Рис. 1. Возможная стратегия доработки СМК

Как и было обещано, нами подготовлен набор продуктов, призванный облегчить организациям переход к новым версиям стандартов AS 91XX. Спектр продуктов зависит от исходного состояния систем управления качеством, которые можно свести к следующим вариантам:

  1. a. совмещенный переход к 9001:2015 и AS 91XX

  2. b. внедрение только специфических требований авиационной отрасли на фоне уже внедренного 9001:2015

  3. c. полномасштабное внедрение 9001:2015 и AS 910XX

Разработанный нами набор продуктов покрывает все эти потребности. Физически набор продуктов выглядит как:

  1. 1. Клиентоориентированный тренинг. Чтобы не повторяться, что это такое адресуем потенциальных интересантов сюда http://consult-group.su/publications/trening-perexodu-k-novyim-versiyam-mezhdunarodnyix-standartov-iso-9001-2015-iso-14001-2015-i-iso-45001-2016.html

  2. 2. Модульный консалтинг, при котором организация набирает тот набор услуг, который ей необходим из полного цикла консалтинга, представленного здесь http://consult-group.su/publications/novyij-resurs2.html

  3. 3. Полномасштабный проект внедрения. Рекомендуется, когда организация внедряет требования стандартов с нуля. Есть организации, которые проявили интерес к AS 91XX недавно, и им эта услуга может быть актуальна.

  4. На наш взгляд, в условиях кризиса наиболее востребованными будут варианты 1 и 2.

Немного раскроем вариант 1. Этот курс привязывается к существующему порядку вещей в организации и основывается на предварительном изучении такового: изучается реальная результативность системы управления качеством и основные процедуры, делается вывод об их реальной работоспособности, и с учетом этого знания подстраивается курс. Практика проведения тренингов по данной схеме показала, что обсуждение совместно со службой качества Заказчика ключевых процедур системы, направлений и способов их доработки для сильной службы качества оказывается вполне достаточным, чтобы в дальнейшем доработать процедуры самостоятельно. Подача материала при проведении семинаров выглядит, как представлено на Рис. 2.

Рис. 2. Метод подачи материалов на клиентоориентированных курсах по внедрению AS 910XX

Остается напомнить, что курс проводится непосредственно в организации клиента консультантами, являющимися аудиторами или ведущими аудиторами по стандартам аэрокосмической отрасли, официально зарегистрированными аккредитованными органами, да и просто внимательными к нуждам  клиента людьми.